Тормозные жидкости предназначены для осуществления работы гидропривода. Принцип их действия заключается в передаче давления от главного тормозного цилиндра (от педали тормоза) на колесные тормозные цилиндры, приводящие в движение тормозные колодки.
Основной объем тормозных жидкостей представлен изделиями с маркировкой DOT (сокращенно от Department of Transportation USA).
Характеристики каждого класса, установленные Департаментом в стандарте FMVSS № 116, были приняты для всеобщей классификации тормозных жидкостей.
Существуют следующие классы изделий:
- DOT 3 — лучше использовать для тихоходных автомобилей с дисковыми передними или барабанными тормозами;
- DOT 4 — можно купить для современных авто с дисковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 — применяют для спортивных автомобилей с повышенной тепловой нагрузкой на тормоза;
- DOT 5 — на силиконовой основе, не используется для обычного транспорта.
Кроме того, сегодня встречаются товар с маркировкой DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 5.1/ABS для авто с антиблокировкой колес.
Для хорошей работы тормозной системы продукция должна отвечать следующим требованиям: широкий диапазон температур (от -30° до + 150°), отсутствие агрессивного воздействия к металлическим и резиновым деталям автомобиля, удовлетворительные смазывающие качества (что важно для внутренних поверхностей тормозных цилиндров), устойчивость к негативным условиям эксплуатации.
По составу тормозные жидкости бывают минеральными и синтетическими — на основе полигликоля (наиболее распространенные) и силикона (отличаются высокой ценой и редко используется из-за несовместимости с другими типами).
Поскольку тормозная жидкость впитывает влагу, образующуюся вследствие конденсации от смены температур, ее характеристики ухудшаются и могут привести к нарушениям в работе системы торможения. Поэтому нужно проводить замену жидкости примерно раз в 2–3 года. Перед заменой тормозной жидкости необходимо проверить, какой класс рекомендован производителем конкретной марки автомобиля. Как правило, это ДОТ 4 и 5.1, пригодные для «БМВ», «КИА», «Рено Логан», «Мазды», «Ниссана», «Опеля», «Тойоты», «Шевроле», «Шкоды», «Хюндая», «Форда Фокус» и т. д.
При заливе жидкости в бачок нужно следить за ее уровнем, который можно определить с помощью датчика (должен находиться на отметке max); при полной замене тормозной жидкости обычно уходит около 1 литра. На сайте представлено видеоруководство по процессу замены тормозной жидкости.