Постоянное пребывание в замкнутом пространстве, которое ощущают на себе члены экипажа и пассажиры судов, требует правильной организации вентилирования и обогрева воздуха. Поэтому повышенным спросом пользуются вентиляционные и отопительные системы судов, которые отличаются особенностями конструкции и мощностью.
Разновидности систем кондиционирования
На кораблях система кондиционирования устанавливается обязательно, поскольку в жилых и рабочих помещениях необходима постоянная смена воздуха. В кондиционировании нуждаются и грузовые отсеки, в особенности, если в них перевозятся продукты, выделяющие углекислый газ. По типу конструкции, системы кондиционирования разделяются на:
- Одноканальные;
- Двухканальные.
В одноканальной системе воздух нагнетается в помещения по одному, а в двухканальных — по двум каналам, расположенным раздельно. В системах кондиционирования, совмещенных с обогревательными установками, воздух дополнительно подогревается, в холодное время.
Различают также системы низко- и высоконапорные, в которых воздух подается под давлением до 500 мм вод. ст., при этом скорость достигает 35 м/с. Основным преимуществом подобной системы является устойчивая подача воздуха, удобный монтаж воздухопровода, небольшие размеры. Из недостатков стоит выделить большой расход энергии на работу вентиляторов, повышенный уровень шума, по причине большой скорости воздуха в воздуховодах. Для устранения этого недостатка необходима установка шумоглушителя. Вентиляционные и отопительные системы судов можно купить в магазине, подобрав подходящую конструкцию и тип.
Обогрев судов
Для подогрева воздуха на кораблях, помимо систем кондиционирования, широко используются водяные, воздушные системы, а также в меньшей мере, электрические установки. Наиболее соответствует санитарно-гигиеническим нормам воздушное отопление, гарантирующее устойчивый тепловой режим, не влияющее на влажность в помещениях. При установке воздушного отопления нет необходимости в монтаже индивидуальных нагревательных элементов. Системы парового отопления не устанавливаются в помещениях, где люди несут вахту, в жилых, общественных отсеках.
Если на корабле используется теплоэнергетическая установка, в дополнение к ней устанавливается утилизационный паровой котел, повышающий экономность нагревательной системы. Котлы могут работать на насыщенном, перегретом паре и горячей воде.