Электрооборудование автомобилей — это важная часть оснащения современных машин отечественного и иностранного выпуска. Благодаря электропитанию в машине работают такие системы как освещение, электроакустика, климат-контроль, сигнализация и сам двигатель. Все это не только заставляет машину двигаться, но и обеспечивает комфорт водителю, а также хороший уровень безопасности его транспортного средства.
Источником, поставляющим энергию во все необходимые устройства, служит генератор и аккумуляторная батарея. Если двигатель не запущен, но электропитание востребовано другими приборами автомобиля, оно поступает от батареи. Напряжение батареи составляет 12-14 В, она заряжается генератором и вполне может обеспечить ход машины на малых оборотах. Генератор создает ток высокого напряжения, поэтому его энергии хватает для более мощных приборов. При необходимости 12 В преобразовываются специальными устройствами до 30 000 В, что позволяет стабильно работать свечам зажигания и другим системам, требовательным к энергоресурсам.
К электрооборудованию авто относятся и потребители энергии. Среди них находятся внешние и внутренние световые приборы, системы зажигания, устройства пуска мотора, измерительные приборы различного назначения, стеклоомыватели, звуковые элементы и многие другие механизмы. Следует упомянуть и о трех важных запчастях: стартер, повышающая катушка и электросвеча. Грузовые (ГАЗ, ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, УАЗ, ЗИЛ) и легковые отечественные машины имеют разную структуру электроцепей.
Стартер — это мини-двигатель, который дает первоначальный старт автомобилю, после чего зажигается искра, воспламеняющая топливо. Питается изделие аккумулятором и включает в себя такие детали, как катушка, распределитель и свечи.
Повышающая катушка создает магнитное поле, которое участвует в генерации высокого напряжения, необходимого для разряда (искры). Эту искру образует электросвеча непосредственно в каждом цилиндре мотора. К ней присоединяются высоковольтные провода, а энергия по ним подается с помощью импульсного напряжения. Обычное питание, поступающее от аккумулятора, только нагревает свечу, а переменный ток заставляет ее работать иначе. Без прерывателя искра не появится, поэтому данный механический или электронный прибор обязательно присутствует в системе. Если для работы авто не будет хватать энергоресурсов, блок управления автоматически отключит второстепенные потребители.